Пуансоны “забивка фона”. Какой лучше круглый или треугольный?

Что такое забивка фона? Какой пуансон выбрать для реставрации старинных работ?

Позолотчики в России в предшествующие революции века постепенно вырабатывали свой стиль украшения икон и иконной позолоты. Так стало возможным выделить несколько стилей позолоты, про которые мы подробно написали в этой статье “Стили позолоты и украшения икон” . В текущей статье мы хотим остановиться на уже конкретной практической задаче, которая нередко стоит перед иконописцами и реставраторами, которые хотят скопировать или восстановить работы позолотчиков икон 18-19 веков. Это так называемая “забивка фона”, когда с помощью агатов или специальных инструментов делалась штриховка или забивка с помощью специальных пуансонов.

Элемент фона иконы из храма с. Спас-Заулок, МО. На данном образце золото практически ушло в тех местах где не было прочеканено сверху, полимент тоже едва сохранился. Хорошо видны разные стили забивки фона “гвоздик” (здесь мы используем фигурные пуансоны №№15,16 треугольники и 17,19 круги), штриховка крупная (прорезь) и мелкая (царапки) (и то и другое выполняем агатовым зубком или №3 или №5 или №6 по выбору. ), разница в силе и характере нажатия ), а так же завитушки “улитки” забитые своим собственным пуансоном из нескольких точечек. Нажав на фото можно рассмотреть его ближе.

Это, наверное, классический вариант исполнения чеканки по левкасу 18-19 веков.

Другой ценный для изучения нами вариант с уже сохранившимся золотом, из музея.

Пуансоны "забивка фона". Какой лучше круглый или треугольный
Пуансоны “забивка фона”. Какой лучше круглый или треугольный

Элемент иконы Богоматери из Владимирского музея. Если нажать на фото и увеличить, можно хорошо рассмотреть забивку “гвоздик” здесь мы используем фигурные пуансоны №№15,16 треугольники и 17,19 круги), забивку точками внутри нимба (мы выполняем ее вот таким инструментом – пуансоном точкой), забивка “крестиком” вокруг нимба, “рыбья чешуя” по фону (мы выполняем ее фигурным пуансоном №11) и штриховка фона царапками агатом (мы используем для этого агатовый зубок или №3 или №5 или №6 по выбору. )

Также икона из музейной коллекции

Пуансоны "забивка фона". Какой лучше круглый или треугольный
Пуансоны “забивка фона”. Какой лучше круглый или треугольный

Очень интересный образец исполнения чеканки на иконе. Фон размечен геометрически (о том как правильно наносить орнамент в том числе и геометрический, мы описали в этой статье), внутри квадратиков проставлен пуансон “ромашка” (фигурные пуансоны №3 и №18 из нашей коллекции). Сами геометрические полоски сверху прочеканены пуансоном близким к нашему №25 – “Веревочка”. Вдоль орнамента по полям высталены точки (мы выполняем их вот таким инструментом – пуансоном точкой ), но не забивкой, а вдоль линий прорези. В самом верху иконописной доски у Спасителя выполнена прорезь-штриховка агатом уже поверх золота. Нимбы у святых выполнены геометрическими лучами. Этому и многому другому мы обучаем на нашем уроке по резьбе и чеканке по золоту. 

Фрагмент иконы святого из рижского храма Благовещения. Наверное один из самых встречающихся орнаментов на иконе. Забито все пуансонами сделанным скорее всего в виде палочки и полукруга с прорезями-зубцами, по типу верха крепостных башен; так же есть штриховка агатом. Обратите внимание, поля иконы залиты масляной краской, она отшелушивается  (о том почему так делать нельзя, и каким образом можно залить поля – мы описали в этой статье. )

Так же часто встречающийся вариант орнамента (раньше мастера не слишком усердствовали в разработке новых орнаментов для икон “повседневного обихода” в храмах, поэтому действительно интересные варианты авторского орнамента можно встретить чаще всего в музеях и частных коллекциях, в храмах же чаще можно встретить 3-5 повторяющихся паттерна. Мы же взяли на себя дерзновение и труд обучать учеников на наших итоговых уроках по “Разработке и комбинированию орнамента”, завершающих курс золочения разработке новых, интересных, гармоничных орнаментов, не отходя при этом от классического русского стиля. Подробнее об наших уроках можно прочитать тут. А для тех кто только познает азы позолоты на полимент, у нас есть базовый урок по резной позолоте и чеканке, где мы будем учиться как правильно вырезать орнамент, чтоб в местах прорезей, например, не было дырок и как правильно и аккуратно чеканить узоры на иконе. А готовые орнаменты можно брать пока что на нашем сайте в разделе Орнаменты

Таким образом рассмотрев несколько хороших образов икон выполненных в русском стиле с чеканкой, мы можем увидеть следующих виды популярной в этом стиле “забивки фона”.

Забивка “гвоздиком” – мы используем для этого вида забивки 4 пуансона №15, №16, №17 И №19. Первые два 15 и 16 – в форме треугольников разных размеров – ими мы удобно подлазим под острые углы различных завитушек и прочих сложных элементов. Номера пуансонов 17 и 19 – круги разных размеров -используются для забивки по большой поверхности фона. Обычно их комбинируют, треугольник и круг. Ставить эти забивки нужно одну на другую, можно и с нахлестом. Разные размеры штампов – для разных размеров орнамента, иметь все 4 сразу не обязательно.

Забивка “точками”. Иногда мы ее называем и “греческой” забивкой фона, так как во многих византийских музеях Греции если и была какая-то чеканка, то только точками. Со временем конечно под влиянием Возрождения  и итальянцев чеканка стала более пышной, со сложными узорами, но и иконопись сама часто менялась от классической Византии в западную сторону. Ставим мы такую точку специальным Пуансоном точкой №0, в целом это вообще достаточно универсальный инструмент, как им разнообразно работать мы показываем на наших мастер-классах

Штриховка фона крупная (прорези) и мелкая (царапки) – ее мы производим с помощью агатов №3 или №5 или №6 по выбору . В зависимости от силы и характера давления можно получить совершенно разный интересный результат.

“Веревочка” – полоска с диагональными надсечками, из нее можно под линеечку сделать длинную линию-“веревочку” . “Веревочки” в целом дело авторское, и наверное относится к последнему пункту нашего обзора, но тем не менее мы подготовили “веревочку” в своем понимании и выражении. Посмотреть ее можно вот тут Пуансон №25 . Как и пуансоны забивки фона, “Веревочка” пользуется у нас популярностью особенно среди реставраторов. 

Прочие авторские штампы пуансонов. Каждый мастер позолотчик нередко делал себе инструмент самостоятельно и никому своих секретов не выдавал. Даже сейчас, мастера в таких крупных центрах российского позолотного мастерства как Палех, Холуй, Рыбинск и других прячут друг от друга секреты и не выдают их никому, кроме как внутри своей семьи. Поэтому так сложно восстановить пуансоны, штампы старых мастеров, ведь в основном они не оставили после себя никаких инструментов для широких масс.

Пуансоны "забивка фона". Какой лучше круглый или треугольный
Пуансоны “забивка фона”. Какой лучше круглый или треугольный

Инструменты и молоток для чеканки. В первую очередь это конечно для басмы, но возможно чем-то подобным работали и по иконной доске. 

Иногда в музеях можно встретить что-то интересное из инструментов для обзора, иногда что-то мы стараемся скопировать или творчески переработать с музейных или храмовых икон, что-то придумываем самостоятельно. Наше собрание всевозможных пуансонов на данный момент состоит из 26 различных штампов, посмотреть их можно тут. Более подробно про каждый штамп и примерное место его применения можно будет прочитать в этой статье, ведь текущая в первую очередь про “забивки фона”. Мы постоянно стараемся добавить что-то новое в нашу коллекцию и сделать доступным для других иконописцев-позолотчиков. Все наши пуансоны – абсолютно все понятно где и как применять, каждый из них разработан не по принципу “О, классный узор, надо сделать!”, а для каждого мы сначала находим применение в узоре и рисунке.

Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации – https://agatzub.ru/stati-po-zolocheniyu/puansony-zabivka-fona-kakoy-luchshe-kruglyy-ili-treugolnyy

Главная
Мой аккаунт
0
Каталог
0
ВАША КОРЗИНА
  • Корзина пуста.