Почему нельзя писать по золоту?

Почему нельзя писать по золоту? Чем оно хуже чем левкас? А если маслом?

Такие и подобные вопросы присутствуют у нас, наверное, на каждом мастер-классе по золочению. Поэтому считаем нужным рассказать, в чем технологическое отличие золотой поверхности от другой иконописной.

Принцип действия практически любой краски – впитаться в поверхность (холст, дерево, штукатурка, левкас и тд.) и засохнуть. Испаряется разбавитель (уайт-спирит, спирт, вода или еще какой-нибудь другой) и на поверхности остается “пустившая корни” в поверхность засохшая краска. Этим она и прикрепляется к поверхности.

Золото – металл благородный, не окисляется, на иконе – еще и отполированный, иногда и до зеркала (подробнее о стилях позолоты можно прочитать в этой статье). Поэтому сцепление с поверхностью золота за счет отсутствия шершавости будет практически равно нулю. Краска засохнет, в этом проблем нет. Но держаться она не будет. Пройдет условно 20-50 лет и реставраторы будущего будут вспоминать недобрым словом иконописца современности. Современные реставраторы поддержат нас – некоторые иконописцы 18-19 веков по какой-то причине игнорировали этот момент и сейчас реставраторы пытаются с помощью шприца специальными клеями хоть как-то подклеить отслоившийся красочный слой к поверхности доски. Дело неблагодарное. 

Почему нельзя писать по золоту?
Почему нельзя писать по золоту?

Как же наносить цвет на золото, если потребуется вдруг? Есть несколько нюансов. 

Во-первых писать лики, одежды и прочие крупные элементы по золоту КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя. Даже если смазать все чесноком – все равно нельзя! Золото необходимо предварительно снять во всех местах, где будет писаться образ. Снимается оно разными путями, например черенком кисточки. А как снять\не наносить полимент? Статья об этом расположена здесь.

Во-вторых – на полях, углах и нимбах по золоту можно работать только ювелирной эмалью. Подробнее про нее можно прочесть тут . Эмаль – это не яичная темпера и не темпера ПВА. Это вообще не краска, у нее другой принцип “высыхания” – она не высыхает в прямом смысле слова (не испаряется разбавитель, в эмали его не существует), а отверждается, так как она двухкомпонентная. Она кристалл на поверхности золота, можно сказать прямо “намертво”. Вообще эта ювелирная эмаль обладает очень высокими защитными свойствами по отношению к окружающей среде. Эта эмаль никогда не сшелушится с иконы, как это делает яичная темпера и другие краски, если ими покрыть золото. Поэтому если вы хотите повторить старых мастеров и украсить поля и углы иконы краской – воспользуйтесь холодной эмалью, а от мастеров скопируйте только удачное расположение цвета (это тоже крайне важный момент для композиции, подобрать правильные цвета для эмали к изображению. Этому мы обучаем на нашем финальном уроке по “Разработке и комбинированию орнамента”.), но не технологию нанесения (у них была масляная краска по золоту).

В-третьих. Когда писать по золоту все-таки нужно. Например это надпись или опуш или чернение. Под них золото не отскребешь, поэтому нужно что-то иное. Мы рекомендуем надпись так же делать эмалью, если стилистика образа позволяет это. Возможно опуш тоже. В ином случае нам нужно максимально обезжирить золото, например соком чеснока, и тогда уже писать сверху, причем желательно не яичной темперой, а ПВА. Оно, конечно, со временем все равно отпадет, увы, однако навести буковки или опуш реставратору будущего будет намного проще, чем лик или одежды святого. 

Про ошибки начинающих позолотчиков можно прочитать в этой нашей статье. 

 

Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации – http://agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/pochemu-nelzya-pisat-po-zolotu

Главная
Мой аккаунт
0
Каталог
0
ВАША КОРЗИНА
  • Корзина пуста.